Цены на дизайн — откуда они берутся

Цены на дизайн - ищите деньги в кошельке

После кризиса средние расценки на работу самых разных дизайнеров резко упали, что в общем-то должно быть приятно для открывшего кошелек заказчика. Интересно, что не все заказчики это падение цен заметили, и мне порой приходится слышать от знакомых, что кто-то где-то заломил по полной, да еще и сделал плохо. По эту сторону баррикад считают дизайнеров, визуализаторов и прочих рисовальщиков весьма дорогими халявщиками. Не хочется обобщать, но с другой стороны есть мнение, что низкие цены не дают отрасли нормально развиваться, поскольку исполнителям заказов дай Бог только на хлебушек заработать. Выставить прайс побольше конечно можно, да вот конкуренция, знаете ли…

Кто прав в такой ситуации, на мой взгляд невозможно решить однозначно. Как и в любой другой смертельной схватке, истинный баланс сил определяется по результатам: исполнитель сделал работу за приемлемую для него цену, заказчик получил то что хотел за разумные деньги. Невозможно в дизайне вывести какую-то общую для всех стоимость выполнения той или иной задачи, поскольку в большинстве случаев (если речь, конечно, не идет о штамповке визиток с простой сменой фамилии в шаблоне) изготавливается более-менее уникальный продукт. Если достаточно легко ответить на вопрос, сколько стоит разгрузить вагон картошки (вагон — стандартная единица объема, картошка имеет фиксированный вес, время разгрузки десятью грузчиками давно известно…), то вопрос и стоимости визуализации квартиры площадью 112 м2 можно обсуждать бесконечно. Слишком много разных условий могут повлиять на срок выполнения проекта и на конечную зарплату визуализатора: человек, согласившийся на 100 руб/м2, может попасть на двухнедельную прорисовку барочной мебели, которой не нашлось в библиотеке, да еще и с бесконечным внесением изменений в проект.

Попытка выяснить «истинную» стоимость той или иной услуги в сфере дизайна и визуализации заранее обречена на провал еще и по некоторым другим причинам.

Во-первых, уровень цен находится в прямой зависимости от уровня профессиональной самооценки исполнителей, которая, в свою очередь, чаще всего зависит от опыта работы и, следовательно, уровня мастерства. Но я еще ни разу не встречал живого человека, который бы заранее хотел, чтобы ему сделали заказ на уровне «так себе». «Хорошо, но недорого» — да, а вот «так себе» — извините, не надо. Казалось бы, при таком критерии предварительной оценки можно ориентироваться на опыт работы, но , к сожалению, жизнь показывает, что это далеко не гарантия качества. Таким образом, вы можете заказать дизайн интерьера за 300 руб/м2 или за 3000 руб/м2 и получить одинаково плохой или одинаково хороший результат.

Во-вторых, век интернета практически уравнял доступ к проектам из любого, даже самого медвежьего угла, где этот интернет наличествует. Достаточно зайти на сайты вроде фриланса, чтобы в этом убедиться. И понятно, что человек из глубинки, но со способностями, составит хорошую конкуренцию в ценовой гонке.

В-третьих, но это уже касается любой работы, у каждого человека свой прожиточный уровень, который задает некую планку, ниже которой работать уже просто нет смысла. Это уже тема для неспешных бесед за кружкой чего-нибудь подходящего.

Какой-то порядок стоимости проекта, конечно же, определяется стоимостью техники и расходных материалов, которая просто обязана отбиться с прибылью. Это компьютеры, рендер-фермы и принтеры с бумагами и картриджами. Но такая техника покупается на годы и амортизируется с небольшим вкладом в каждый проект, картинки чаще всего заказчик печатает сам, про программное обеспечение лучше вообще не поднимать…

Остается признать, что законы рынка по-прежнему действуют и в дизайне тоже. Зря заказчики жалуются, что все дорого, и делают плохо, а дизайнеры кричат, что неблагодарные люди их работу не ценят. Просто надо не полениться и начать выбирать, а уж из чего выбрать — с этим сейчас проблем точно нет.

Читайте статьи и уроки на ту же тему:

Цены на дизайн — откуда они берутся: 2 комментария

  1. всё верно, но… как аргументированно обьяснить клиенту за что Он платит? за раработку концепции? за «картинки»? за то время, что я просидел за компьютером? как?

    1. Думаю, что клиент платит за конечный результат, который он хочет получить в итоге. В большинстве случаев у человека, собирающегося что-то купить, уже есть некая внутренняя планка, по которой он уже оценил ваш труд. Если ваш ценник ей соответствует, то скорее всего ничего не придется объяснять. Но для других вариантов, действительно, стоит создать детализацию прайса: концепция — 10 руб, картинка — 5 руб/шт, фотобумага — 100 руб/лист (вот вы уже и в долгах!)… Мне кажется, что в большие подробности вдаваться не стоит. А вот стоимость времени, проведенного за компом — это скорее для самого дизайнера, чтобы правильно вывести ценник, но заказчику эти часы ни о чем не говорят, тем более, что он не может проконтролировать их реальную трату.
      Опять же по себе ведь сужу: прихожу в магазин за хлебом, вижу цену, которая в принципе устраивает (а кушать все равно надо), покупаю, не интересуясь составляющими этой суммы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *