В Израиль самостоятельно — 2. Мертвое море

 

Соляное поле в Эйн-Бокек
Соляное поле в Эйн-Бокек

Вторая часть отчета о поездке в Израиль на новогодние каникулы 2013-2014.

5. Аренда машины в Иерусалиме — переезд в Эйн-Геди

В Израиле довольно широко развито автобусное сообщение, но есть одна национальная специфика — шаббат. Это стихийное бедствие (если вы к нему не готовы) наступает с вечера пятницы и продолжается до вечера субботы. Большинство маршрутов общественного транспорта в это время не работает. По плану именно в шаббат попал переезд из маленького кибуца Неве-Зоар на берегу Мертвого моря, куда автобусы и так не особо часто заглядывают, в Эйлат. Просчитав автобусные маршруты и отбросив вариант автостопа как неудобный, решили арендовать машину в Иерусалиме и доехать на ней до Эйлата.

Никаких проблем с арендой автомобиля в Иерусалиме нет, разве что в прокатной конторе может не оказаться свободных машин, или же нет возможности вернуть авто в другом городе. В паре офисов, куда мы обращались, именно так и оказалось. Но прокатчиков достаточно много, так что отчаиваться не стоит.

Самое большое месторождение автомобилей в аренду мы видели на перекрестке King David и Paul Emile Botta, как раз рядом со знаменитым отелем. На небольшом пятачке соседствуют бюджетные конторы и более дорогие Herz и Avis. Небольшой опрос показал, что машину по сходной цене мы можем арендовать у фирмы Eldan. Три дня аренды нам обошлись в 380 шек, плюс 800 долларов блокируется на карте арендатора в момент заключения договора, просто так, от греха.

Арендованный Fiat Doblo на парковке у Bet Sara Youth Hostel
Арендованный Fiat Doblo на парковке у Bet Sara Youth Hostel

Мы выбирали самую дешевую маленькую машину, вроде Матиза, поэтому удивились, когда на следующий день в гараже нам дали ключи от новенького Fiat Doblo! Машина только с завода, с пробегом 125 км и плюс ко всему дизельная. Арендатору выдается с полным баком, потом во время поездки я внимательно следил, когда же стрелка топлива шелохнется в сторону уменьшения. Какие-то изменения можно было увидеть только к концу пути, остальное время указатель показывал полный бак, в какой-то момент возникает ощущение, что это вообще вечный двигатель.

Дороги в Израиле просто замечательные: ровные, с четкой разметкой, в нужных местах светофоры и указатели. Очень много перекрестков с круговым движением, на которых преимущество всегда у машины на круге. Гаишников на заработках у дороге не наблюдали. Полиции на улице в Израиле вообще не видно, может где-то прячутся? Зато часто встречаются люди в военной форме, большинство с оружием, которое по местной моде должно болтаться на длинном ремне ниже задницы. На единственном блок-посту у Мертвого моря солдаты на нас не обратили внимания.

Найти выезд из Иерусалима в сторону Мертвого моря оказалось делом нетрудным. Как нам объяснил парень из Eldan, как поехали по King David, так и едем никуда не сворачивая, пока не увидим по правую руку белую раскоряченную скульптуру (в Израиле такие любят). Здесь ушки на макушке, высматриваем указатель на Maale Adumim, это спальный район Иерусалима, по этим указателям и выезжаем на единственную трассу в сторону моря. Далее по трассе остается только смотреть на указатели. Все дорожные указатели дублируются на английском, поэтому проблем с ориентированием не возникает.

6. Национальный парк Эйн-Геди и Мертвое море

Свой Bet Sara Youth Hostel рядом с Эйн-Геди чуть было не проехали мимо, поскольку на карте, как нам показалось, он был отмечен в другом месте. Зато вывеску неплохо видно прямо с дороги.

Купание в Мертвом море
Купание в Мертвом море

В первый же вечер пошли купаться на ближайший пляж, он находится ближе к поселку. В диких местах здесь купаться вообще не рекомендуется, а вдоль берега стоят запрещающие таблички. Всегда находятся люди, которые купаются где попало, но это просто опасно для здоровья. Например, если соленая вода попадет в глаза, а у вас нет пресной воды, чтобы смыть соль.

Местный пляж можно только условно назвать пляжем, потому что это довольно крутой каменистый спуск к воде, над которым возвышается домик спасателей и оборудованы площадки с душем. Ближе к дороге есть большая стоянка для машин, платный туалет, небольшое уличное кафе. Почему-то напрочь отсутствуют кабинки для переодевания.

У входа на пляж есть плакат с правилами техники безопасности: не нырять, не брызгаться, не пить морскую воду, беречь глаза и прочее. Большинство людей их соблюдает, хотя видел какого-то русского мужика, который покряхтывая окунался по русской традиции с головой и, вынырнув, растирал воду по глазам. Ничего, даже не пикнул.

Опытные люди приходят купаться в специальных резиновых тапочках с ремешками, чтобы не потерялись в воде. Очень полезная практика, поскольку кристаллы соли на камнях очень острые, да и сам пляж сложен из острых камушков. У нас были обычные шлепанцы, поэтому мы оставили их у воды, а дальше осторожненько пошли босиком.

Осторожность Настю не спасла — она все равно сильно порезала ноги. У меня ноги остались целы, зато за 10 мин купания пропали тапочки. Человек, который забрал мои любимые красные сланцы на пляже Эйн-Геди, верни, они мне дороги как память!

Вода оказалась теплая, лежать на ней кверху пятками можно долго. По ощущениям вода очень плотная, кожа после купания становится склизкой от насыщенного рассола, а потом, если не смыть под душем, покрывается белым порошком соли.

Довольные открытием купального сезона 2014 побрели домой. По дороге купил в пляжном кафе пару сладких булочек по рекордной цене 10 шек каждая. А что делать? Завтра в поход по горным тропинкам, а магазинов поблизости нет. В Израиле в принципе беда с большими продуктовыми магазинами, во всяком случае в тех местах, где мы проезжали, а в глухих местах вроде Эйн-Геди вообще магазин трудно найти. Поэтому еще в Иерусалиме купили побольше лапши и на рынке взяли яблоки с апельсинами. Для профилактики взяли за правило завтракать поплотнее.

Вид на каньон Эйн-Геди
Вид на каньон Эйн-Геди

Национальный парк Эйн-Геди занимает возвышенность между двумя ручьями, стекающими в сторону Мертвого моря, неожиданный оазис среди пустынных гор. На ручьях есть несколько водопадов, под которыми можно искупаться в жаркую погоду. По горе и между водопадами проложены тропинки разного уровня сложности, они размечены разным цветом на схеме парка и краской на камнях, чтобы туристы не сбились с пути. Это нам здорово помогло, когда еще в начале пути я потерял карту, которую получил на входе. Вход, кстати, платный — 29 шекелей с носа.

Мы начали прогулку с ближайших к хостелу водопадов, а потом завернули наверх в сторону черной тропы, ведущей через всю гору. На входе нас предупредили, что на тропу надо выйти до 10 часов, потом тропинку перекрывают, потому что весь путь занимает примерно 6 часов, и надо успеть вернуться до темноты. Нам очень хотелось залезть на саму гору, поэтому старались идти побыстрее.

Турникет прошли в 8.30, а уже к 9.40, то есть вовремя, прошли нужную развилку, залезли на гору и спустились к водопадам с другой стороны. К полудню ощутимо пригревает солнце, но довольно сильный ветер на склонах делает прогулку вполне комфортной. Можно представить, какое там пекло летом!

Сам путь большей частью для неподготовленного человека несложный, только в паре мест приходится разворачиваться лицом к склону и цепляться руками. Обувь, конечно, должна быть удобной для долгой прогулки по камням разной величины: кеды и кроссовки — да, шлепанцы и шпильки — нет.

Если уходите как мы на весь день, возьмите с собой воду для питья и немного еды на обед. Шашлычных как на Ай-Петри наверху не предусмотрено. Мы шикарно пообедали у водопада двумя апельсинам, сладкой булочкой и вареному яичку, которое случайно закатилось в карман от хостеловского завтрака.

Из парка мы вышли уже ближе к вечеру из другого входа, который ближе к поселку Эйн-Геди, и сразу пошли на пляж, чего и всем желаю.

7. Крепость Масада

После максимально плотного, как обычно, завтрака, попрощались с хостелом, сели на машину и проехали чуть дальше на юг до крепости Масада. Она находится примерно на полпути между Эйн-Геди и Эйн-Бокек.

Вид на Масаду от начала Змеиной тропы
Вид на Масаду от начала Змеиной тропы

Сама крепость расположена высоко на отвесной скале, а внизу у дороги расположен целый туристический комплекс с парковкой, магазинами, фудкортом и музеем. Наверх можно подняться в вагончике канатной дороги или же по извилистой Змеиной тропе пешком. Людям со слабым здоровьем настоятельно рекомендуется воспользоваться канаткой, хотя бы на подъем. Есть еще одна тропинка с другой стороны, она гораздо короче, но, чтобы до нее доехать от Мертвого моря, придется делать большой крюк на машине.

Входной билет с подъемом на канатке стоит немного дороже — 58 шек, но вчера мы уже напрыгались по горам, поэтому выбрали вариант для слабосильных: наверх по канатке, вниз — пешком.

Наверху впечатляющие виды на окрестности Мертвого моря и куча развалин времен царя Ирода. Самостоятельному путешественнику рекомендуется взять аудиогид (20 шек) на входе в саму крепость, где кончается змеиная тропа. Полный осмотр с гидом занимает около двух часов, потом интерес к древностям пропадает, зато появляется большой интерес к съестному.

Внизу на первом этаже есть довольно большой фудкорт, где можно поживиться шаурмой, пиццей или гамбургером по негуманным израильским ценам. Нормальную еду стоит привезти с собой. Для шашлычников за стоянкой машин есть небольшая пальмовая роща со столиками. За одним из таких столиков мы перекусили своими припасами, сели в машину и отправились в Эйн-Бокек.

8. Эйн-Бокек и Неве-Зоар

Этот курортный городок сравнительно недалеко от Эйн-Геди, но находится уже на берегу южной части Мертвого моря, где промышленным образом добывают соль. Эта большая лужа отделена перешейком от основной части моря и в свою очередь делится на сектора насыпями для грузовиков. Поэтому безбрежной дали с парусами с местного пляжа не увидишь, хотя пространство чистой воды перед берегом тоже довольно большое.

На пляже в Эйн-Бокек
На пляже в Эйн-Бокек

Въезд в Эйн-Бокек с основной трассы через шлагбаум, непонятно зачем, но пускают без вопросов. Стоянки машин есть, но все платные — 10 шек/час. Платить через автомат, полезно для этого иметь мелочь в шекелях, агороты не принимаются. После оплаты чек следует положить на видное место за стекло автомобиля, чтобы у проверяющих не возникло желание выписать штраф.

Показатель туристической демографии в Эйн-Бокеке: пока читал инструкцию на паркомате, подошли еще двое водителей, и оба тоже русскоязычные. Вообще, русская речь здесь доминирует над всеми остальными языками, во всяком случае, на местном пляже и в магазинчиках.

Пляж Эйн-Бокека — это действительно пляж: с песочком, грибочками, раздевалками и душевыми. Вода почему-то оказалась холодней, чем в Эйн-Геди. Странно, мне представлялось, что должно быть наоборот.

Искупались, закупили продукты и поехали искать свой ночлег в Неве-Зоар. Это маленький поселок в нескольких километрах к югу от Бокека, где живет персонал гостиниц и останавливаются экономные туристы. Найти свою комнату удалось не сразу: проехали поселок на машине, смотрели указатели, смотрели навигатор, потом пошли пешком. Дома — сплошь таунхаусы, разделенные на комнатки, гостиницы в обычном смысле как единого здания со стойкой ресепшн здесь нет. Нашли, вроде наша калитка, название правильное, но все закрыто, людей нет. Пошли по улицам, на соседней увидели, что кто-то хозяйничает в домике с таким же названием, спросили у него. Он перезвонил кому-то, отвел нас обратно, выдал ключи, навопрос о раннем отъезде махнул рукой и сказал, чтобы оставили в двери. Хорошо, что не пришлось самим звонить по телефону и разбираться с поисками, по билайновским тарифам это было бы просто разорительно!

Традиционная лапша на ужин сопровождалась нашествием большого количества голодных кошек. Мы устроились за столом на улице перед домом, заварили израильский доширак, тут кошки и полезли, кажется из всех щелей. Похоже, что жизнь у них здесь нелегкая: они ели и лапшу, и питу, и бульон от лапши тоже. Оставили на ночь пластиковые банки с остатками лапши — съели все, кроме перца на дне. Хорошо, что кошки такие маленькие, а то нас бы, наверное, тоже съели.

Читайте статьи и уроки на ту же тему:

В Израиль самостоятельно — 2. Мертвое море: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *